Каждый ортопед и зубной техник знает до какой степени отчаяния можно дойти, если не получается подобрать цвет зуба.
Вроде приложили зуб из шкалы Vita, все подошло, пациенту показали, он согласен, сфотографировали, отослали в лабораторию и опа… готовая работа во рту выглядит совсем по-другому.
А если это уже не первая примерка, то пациент начинает нервничать и постепенно нервничать начинают все.
Основная причина в том, что по оптическим свойствам зуб – сложный объект, но есть и другие факторы затрудняющие «попадание в цвет»:
Шкалы для определения цвета даже у одного производителя могут отличаются, а оттенки со временем могут измениться
Образцы расцветок в шкале, чаще всего, делают из пластмассы, а её оптические свойства отличаются от керамики
Цвет стен помещения, потолка, костюм врача, одежда пациента (и его макияж), освещенность рабочего места, — все это влияет на восприятие цветов
Подбирать цвет зуба желательно в помещении с нейтральными тонами в покраске стен и мебели, при естественном освещении.
Эталонные зубы в расцветках отличаются по светопроводимости от коронок выполненных на различных каркасах.
Сложно в точности предсказать итоговый цвет реставрации, так как он формируется в процессе нанесения опакового слоя, дентина и эмали.
С учётом перечисленных сложностей «попадание в цвет» одиночной коронки переднего зуба с первого раза выглядит почти чудом.
Посмотрите как работает спектрофотометр VITA Easyshade – один из самых популярных приборов для автоматического определения цвета зубов.
Возможно, в будущем, приборы для измерения цвета полностью исключат ошибки, но существующее на сегодня оборудование не даёт абсолютно достоверных результатов.
Зуб является сложным оптическим объектом из-за неоднородности структуры и рельефа поверхности.
Со светом, попадающим на зуб происходят следующие процессы: отражение, поглощение и рассеивание в тканях зуба, а часть света проходит насквозь.
На эти процессы влияет сложная форма поверхности зуба.
Чем более гладкая поверхность, тем больше света от неё отражается и зуб выглядит блестящим.
Блеск эмали зуба придают явления опалесцентности (рассеивания света в пределах эмали) и флуоресцентности (накопления ультрафиолета и отражение его в видимом спектре излучения).
От того какое количество света проходит насквозь, а какое отражается зависит яркость зуба. Чем менее прозрачный зуб, тем он более яркий.
В отличие от эмали зуба дентин обладает более низкой светопроводимостью (опаковостью) и насыщен пигментами. Наличие пегмента определяет какой спектр света поглощается, а какой отражается. Именно отраженный свет мы воспринимаем как видимый.
Каждый зуб имеет уникальные оптические характеристики и имитировать их материалами со схожими, но все же другими свойствами очень сложно.
Единственное, что нужно зубному технику, чтобы хорошо выполнить работу — это максимум информации от врача.
Главный источник информации — это качественная фотография, сделанная при правильном освещении на камеру с макрообъективом.
Фотографии, сделанные на смартфон хоть и выглядят для врача убедительными, для работы техника не годятся.
Только фотографии, сделанные на камеру, позволяют внимательно изучить соседние зубы, а файл снимка формата RAW, в отличии от JPEG, дает возможность последующей калибровки в графических редакторах для анализа оттенков зубов.
Цифровое определение цвета, основанное на сравнении цвета и яркости зуба с эталонной картой серого цвета – самая точная методика!
К сожалению, не все врачи осознали, что приобретение профессиональной аппаратуры — это насущная необходимость, которая сэкономит время, деньги и нервы.
Научиться делать качественные фотографии можно на курсах.
Мы рекомендуем курс по дентальной фотографии доктора Ильи Мартьянова. Информацию о курсе Вы можете узнать на его персональной странице в Facebook.
К сожалению, ни одна шкала расцветок не отражает цветового многообразия зубов.
Самые популярные на сегодняшний день расцветки – Vitapan 3D Master и Vitapan Classic фирмы «Vita».
По возможности, используйте не только искусственное освещение, но и естественный, дневной свет.
Лучше, если в подборе цвета примут участие 3 человека: врач, ассистент и пациент.
Необходимо, чтобы поверхности зубов и эталона были одинаково увлажнены. Для избегания испарения и неоднородного пересушивания поверхностей можно смешать воду и глицерин (1:1).
Избегайте разглядывания цвета, смотреть на эталон надо не больше 20-30 секунд, потом глаза устают.
Самый сильный эффект непопадания в цвет дает ошибка в подборе яркости, а неточность в насыщенности и оттенке могут быть не так заметны.
Поэтому при работе с расцветкой Vitapan 3D Master начинайте с подбора яркости (уровень 1-5), затем насыщенности (уровень 1-3) и только потом оттенка (L, R, M).
Для большей информативности необходимо сделать фотографии с двумя-тремя вариантами эталонных зубов. Эталонные образцы должны находиться в одной плоскости с натуральными зубами и быть с ними одинаково освещены.
Если есть возможность, посоветуйтесь с зубным техником, может быть ему понадобится самый светлый зуб из выбранной вами группы.
Важная часть должна быть в фокусе, необходимо минимизировать количество бликов (иначе техник не увидит как в этом месте выглядит зуб), изображение не должно быть засвечено или затенено.
Для устранения бликов желательно использовать поляризационные фильтры на объективе и вспышке.
Сопроводите фотографии комментариями: отметьте каким цветом вам видится шейка, экватор и режущий край зуба, есть ли мамелоны?
Может быть в структуре зуба есть какие-нибудь особенности? Отметьте их и работа получится более «живой».
Конечно техники-керамисты в душе художники и если посмотреть на палитру, то это становится очевидным.
Необходимо большое мастерство и увлеченность чтобы рассмотреть в зубе лиловый, розовый и ультрамарин.
Поскольку технологии развиваются стремительно, вскоре появятся способы более точного определения и воспроизведения цвета, но мы полагаем, что творческую часть нашей работы машины на себя никогда не возьмут, потому что красота — это категория абсолютно человеческая, основанная на чувствах и чём-то необъяснимом словами.
• Кто важней: зубной техник, врач или пациент?
• Стоит ли врачам-ортопедам и зубным техникам осваивать новые технологии?
• Что нужно знать врачу-ортопеду, чтобы облегчить зубному технику «попадание в цвет»?
• Как выбрать лучший материал для реставраций?
• Цифровая лаборатория: как 3D-принтер меняет работу врача и зубного техника?
• Как сделать определение центрального соотношения челюстей более объективным используя систему Candulor CRS SET 10 и SET 15
• Почему не все врачи-имплантологи используют навигационные хирургические шаблоны?
• Интраоральные сканеры. Хватит ждать, пора внедрять!
• CEREC CAD/CAM. Какую зуботехническую работу забирают себе клиники и почему лаборатории не против?
• Программа, которую от нас скрывали
• Что сбивает с толку врача-терапевта, когда он начинает заниматься ортопедией
• Как мыслить в эпоху цифровой трансформации стоматологической отрасли
• Какой информацией зубной техник поможет ортопеду?
• Нужна ли нам «такая» эстетика и какой ценой она достается?
• Нас заменят роботы, к этому всё идёт? Как автоматизация изменит работу врачей и зубных техников
Курс | Лектор | Дата | Место | Организатор |
---|---|---|---|---|
Анатомия дентальной имплантации и искусство работы с тканями | Петербург | АМРИТА | ||
Протезирование с опорой на имплантаты. От планирования к реализации. Курс для продвинутых | Константин Юшков | 28-29 марта | Петербург | APEX |
Клинические подходы к увеличению объема костной ткани в области боковых отделов верхней челюсти | Сергей Виноградов | Петербург | АМРИТА | |
Базовый курс по хирургическим шаблонам | Виталий Панцулая | 3-4 апреля | Петербург | APEX |
НКР коллагеновыми мембранами | Юрий Гузеев | 6 апреля | Петербург | APEX |
Тонкости работы с мягкими тканями в области имплантатов. Протоколы. Разбор ошибок и осложнений | Татьяна Ковалёва | 10-11 апреля | Петербург | APEX |
Базовый курс по имплантологии (ортопедический и хирургический этапы) | Олег Семенов | Петербург | АМРИТА | |
Синус-лифтинг | Саба Хурцилава | 18 апреля | Петербург | APEX |
Немедленная имплантация — оптимальное решение в любых клинических ситуациях | Петербург | АМРИТА | ||
Пластика десны в области имплантатов | Артавазд Зограбян | Петербург | АМРИТА | |
Искусство реконструкции мягких тканей 2.0 | Петербург | implantpro | ||
Пластика мягких тканей вокруг зубов и имплантатов, как профилактика устранения осложнений | Максим Копылов | 15 мая | Петербург | APEX |
Тотальная имплантация и протезирование | Петербург | АМРИТА | ||
Несъемное протезирование с опорой на 4-6 имплантатах | Петербург | АМРИТА | ||
Работа с имплантатами концепции Tissue Level. Безграничные возможности на каждый день | Павел Шишлов | 23 мая | Петербург | APEX |
Базовый курс по имплантологии (ортопедический и хирургический этапы) | Олег Семенов | Петербург | АМРИТА | |
Пластическая хирургия в пародонтологии и имплантологии | Юлия Волкова | Петербург | АМРИТА | |
Техника вертикального препарирования и БОПТ | Алиби Максутов | 27 мая | Петербург | APEX |
Устранение рецессии десны, полный протокол: прямая техника, корональное смещение лоскута, тоннельная техника, техника Сузуки Масана. Теория + практика | Артавазд Зограбян | 30-31 мая | Петербург | APEX |
Прогнозируемая костная пластика альвеолярного гребня челюсти. Протоколы минимизации осложнений | Ильгам Уразбахтин | 23 июня | Петербург | APEX |
Протоколы эффективной профилактики и лечения периимплантита | Юлия Волкова | Петербург | АМРИТА | |
Восстановление толщины и высоты костной ткани методом профессора Кюри | Артавазд Зограбян | 5-6 сентября | Петербург | APEX |
Устранение рецессии десны, полный протокол: прямая техника, корональное смещение лоскута, тоннельная техника | Артавазд Зограбян | Петербург | АМРИТА |
Зуботехническая лаборатория «РотФронт» +7 (962) 714 81 75